Тренировка конвергенции глаз
Сегодня с проблемой ухудшения зрения всё чаще сталкиваются дети. Глазная патология наблюдается как у самых маленьких, так и у детей раннего школьного возраста и подростков. Причины возникновения такой ситуации часто связаны с существенными зрительными нагрузками. Если вы стали замечать, что Ваш ребенок прищуривается или все ниже наклоняется над книгой, у него краснеют глаза или снижается усидчивость, это может говорить о начинающемся падении зрения. А если у одного или у обоих родителей миопия, астигматизм или другие заболевания глаз, то это повод для раннего обращения и регулярного наблюдения у офтальмолога. В нашем офтальмологическом центре есть возможность провести полную диагностику, получить консультацию специалиста по поводу поставленного диагноза, составить программу профилактики и провести терапевтическое лечение.
Услуга | ВРЕМЯ | ЦЕНА |
Консультация врача-офтальмолога с циклоплегией, прием детей до 18 лет и бесплатная консультация в течении 1 недели |
90 минут | 1 200/1 400 руб. |
Консультация врача-офтальмолога прием детей до 18 лет ( если клиент с рецептом на очки давностью не менее 3 месяцев) |
60 минут | 1100 руб. |
Повторный прием врача-офтальмолога с циклоплегией, для детей до 18 лет (в течении 3-х месяцев после первичного приема) |
90 минут | 600/700 руб. |
Комплексное исследование врача-офтальмолога для детей до 18 лет (полная консультация с циклоплегией, ВГД, 3-х дневная циклоплегия) | 120 минут | 2 000 руб. |
ТРЕНИРОВКИ КОНВЕРГЕНЦИИ ГЛАЗ
За основу данной статьи взята работа проф. Поспелова, взятая с сайта «Оптика доктора Цветкова», http://drzwetkoff.ru/files/pdf/09-trenirovki-konvergencii-glaz.doc
Замечали ли Вы особенность зрения: Вы смотрите на один объект двумя глазами, но при этом видите не две разные картинки, а одно четкое изображение. Почему так происходит? Процесс сведения двух изображений одного предмета от обоих глаз представляет собой сложную совокупность механизмов внутри наших глаз и нашего мозга. Чтобы этот процесс проходил правильно (и мы видели одно изображение от двух глаз), обратим внимание на такое понятие как бинокулярное зрение. Это и есть способность видеть одно изображение двумя глазами одновременно. Бинокулярное зрение тесно связано с еще одним понятием. Конвергенция (сведение глаз к носу при взгляде на близко расположенный предмет) глаз играет большую роль при бинокулярном зрении, когда мы видим один объект, смотря на него при этом двумя глазами. У детей конвергенция часто нарушена, особенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать, что приведет к сложностям сведения двух изображений одного предмета от обоих глаз.
У детей с вылеченной проблемой скрытого и явного косоглазия нарушения конвергенции могут привести к нарушению равновесия функций глазных мышц, к нарушению симметричного положения глаз и к повторному развитию косоглазия (только теперь уже в противоположную сторону).
Нарушения конвергенции при скрытом косоглазии часто приводят к головным болям, болям в глазах, к появлению и усилению близорукости и к переходу скрытого косоглазия в явное.
Чтобы всего этого избежать, конвергенция должна быть у ребенка в норме. Как это сделать? Сначала проверьте состояние конвергенции глаз у Вашего ребенка. Им же можно контролировать успешность тренировок.
1) посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60-80 см, закройте свой один глаз;
2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии “переносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз;
3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия – карандаш будет «раздвоен»);
4) если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение;
5) если он видит “два карандаша”, предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);
6) при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее поворачивается кнаружи (к виску);
7) при наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют “ближайшая точка конвергенции”); в процессе лечения оно должно уменьшаться;
8) поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут “колебаться”, либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;
9) предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает “волевой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений.
Лечение нарушений конвергенции
А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день, проводить по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:
- пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша;
- сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение “правого карандаша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно медленно перевести взгляд на “левый карандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”;
- далее пациент продолжает попеременно фиксировать взгляд на изображениях карандаша, сначала медленно, а затем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одновременно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение.
Б. Для усиления имеющейся конвергенции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражнения 1 и 2 – по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.
Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15-20 см от глаз, после чего то 15-20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.
Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.
Упражнение 3 применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше, п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.
В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше, п. 7), карандаш устанавливают вертикально в эту позицию или на 1-2 см дальше от глаз. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.
Г. Научить пациента волевой конвергенции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию.