Детская офтальмология

Сегодня с проблемой ухудшения зрения всё чаще сталкиваются дети. Глазная патология наблюдается как у самых маленьких, так и у детей раннего школьного возраста и подростков. Причины возникновения такой ситуации часто связаны с существенными зрительными нагрузками. Если вы стали замечать, что Ваш ребенок прищуривается или все ниже наклоняется над книгой, у него краснеют глаза или снижается усидчивость, это может говорить о начинающемся падении зрения. А если у одного или у обоих родителей миопия, астигматизм или другие заболевания глаз, то это повод для раннего обращения и регулярного наблюдения у офтальмолога. В нашем офтальмологическом центре есть возможность провести полную диагностику, получить консультацию специалиста по поводу поставленного диагноза, составить программу профилактики и провести терапевтическое лечение.

получить консультацию

 

Услуга ВРЕМЯ ЦЕНА
Консультация врача-офтальмолога, К.М.Н. с циклоплегией,
прием детей до 18 лет и бесплатная консультация в течении 1 недели
90 минут 1 300 руб.
Консультация врача-офтальмолога, К.М.Н.
прием детей до 18 лет ( если клиент с рецептом на очки давностью не менее 3 месяцев)
60 минут 1 000 руб.
Повторный прием врача-офтальмолога, К.М.Н. с циклоплегией,
для детей до 18 лет (в течении 3-х месяцев после первичного приема)
90 минут 850 руб.
Консультация врача-офтальмолога с циклоплегией,
прием детей до 18 лет и бесплатная консультация в течении 1 недели
90 минут 1 100 руб.
Первичный подбор одной ортокератологической линзы 90 минут 1 750 руб.
Консультация врача-офтальмолога
прием детей до 18 лет ( если клиент с рецептом на очки давностью не менее 3 месяцев)
60 минут 900 руб.
Повторный прием врача-офтальмолога с циклоплегией,
для детей до 18 лет (в течении 3-х месяцев после первичного приема)
90 минут 700 руб.
Комплексное исследование врача-офтальмолога для детей до 18 лет (полная консультация с циклоплегией, ВГД, 3-х дневная циклоплегия) 120 минут 1 800 руб.

ТРЕНИРОВКИ КОНВЕРГЕНЦИИ ГЛАЗ

 

За основу данной статьи взята работа проф. Поспелова, взятая с сайта «Оптика доктора Цветкова», http://drzwetkoff.ru/files/pdf/09-trenirovki-konvergencii-glaz.doc

 
Замечали ли Вы особенность зрения: Вы смотрите на один объект двумя глазами, но при этом видите не две разные картинки, а одно четкое изображение. Почему так происходит? Процесс сведения двух изображений одного предмета от обоих глаз представляет собой сложную совокупность механизмов внутри наших глаз и нашего мозга. Чтобы этот процесс проходил правильно (и мы видели одно изображение от двух глаз), обратим внимание на такое понятие как бинокулярное зрение. Это и есть способность видеть одно изображение двумя глазами одновременно. Бинокулярное зрение тесно связано с еще одним понятием. Конвергенция (сведение глаз к носу при взгляде на близко расположенный предмет) глаз играет большую роль при бинокулярном зрении, когда мы видим один объект, смотря на него при этом двумя глазами. У детей конвергенция часто нарушена, осо­бенно при видимом или скрытом косоглазии. Она может быть ослабленной, неустойчивой, либо вообще отсутствовать, что приведет к сложностям сведения двух изображений одного предмета от обоих глаз.

У детей с вылеченной проблемой скрытого и явного косоглазия нарушения конвергенции могут привести к нарушению равновесия функций глазных мышц, к нару­шению симметричного положения глаз и к повторному развитию косоглазия (только теперь уже в противоположную сторону).

Нарушения конвергенции при скрытом косоглазии часто приводят к головным болям, болям в глазах, к по­явлению и усилению близо­рукости и к переходу скрытого косоглазия в явное.

Чтобы всего этого избежать, конвергенция должна быть у ребенка в норме. Как это сделать? Сначала проверьте состояние конвергенции глаз у Вашего ребенка. Им же можно контролировать ус­пешность тренировок.

1) посадите ребенка лицом к себе, на рас­стоянии 60-80 см, закройте свой один глаз;

2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по ли­нии “пе­реносье – подбородок”, а верхний его конец располагался на уровне его глаз;

3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом “один” или “два” карандаша (при бинокуляр­ном зрении в этих условиях возникает физио­логическая диплопия – карандаш будет «раздвоен»);

4) если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит “один карандаш”, то на этом кон­троль заканчивается. У Вашего ребенка нару­шено бинокулярное зрение (подавлено зри­тельное впечатление одного из глаз) и ему тре­буется дополнительное лечение;

5) если он видит “два карандаша”, предло­жите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внима­ние! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);

6) при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее по­ворачивается кнаружи (к виску);

7) при наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере прибли­жения к нему каран­даша симмет­рично все более и более поворачи­ваются к носу до тех пор, пока рас­стояние между его переносьем и ка­рандашом (при нормальном объеме конвер­генции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз оста­ется повер­нутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наимень­шее расстояние от глаз до карандаша, при кото­ром оба глаза еще были повер­нуты к носу (его называют “бли­жайшая точка конверген­ции”); в процессе лечения оно должно умень­шаться;

8) поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в тече­ние этого срока оба глаза должны быть сим­метрично повернуты к носу и стоять непод­вижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза нач­нут “колебаться”, либо по­я­вятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой пози­ции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;

9) предложите ребенку без карандаша, уси­лием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое перено­сье); если это ему удается, то он обладает “во­левой конвергенцией”, которую он может использовать в процессе упражнений.

 

Лечение нарушений конвергенции

А. При отсутствии конвергенции еже­дневно, не менее 4 раз в день, проводить по 3-5 мин следующее лечебное упражне­ние:

  • пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша;
  • сначала ему нужно посмотреть, на­при­мер, на изображение “правого каран­даша” так, чтобы при этом был бы виден и “левый карандаш”, после чего нужно мед­ленно перевести взгляд на “левый ка­рандаш”, стараясь не потерять из виду и “правый”;
  • далее пациент продолжает попере­менно фиксировать взгляд на изображе­ниях карандаша, сначала медленно, а за­тем быстрее и быстрее, делая при этом попытки посмотреть на карандаш “одно­вре­менно двумя глазами”; при успешной попытке двойные изображения прибли­жаются друг к другу, а при включении механизма кон­вергенции – “наслаиваются” друг на друга и “сливаются” в одиночное изображение.

Б. Для усиления имеющейся конвер­генции применяют три вида упражнений, которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражне­ния 1 и 2 – по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражне­ние 1, в другом упражнение 2 и так далее.

Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (палец) в 15-20 см от глаз, после чего то 15-20 сек смотрит вдаль (через окно на горизонт), фиксируя внимание на двойных изображениях ка­рандаша, то переводит взгляд на каран­даш, сливая его двойные изображения, и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При ка­ждом цикле или перед очередным упраж­нением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.

Упражнение 2. Пациент устанавли­вает вертикально карандаш (палец) на рассто­янии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к гла­зам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, ста­раясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.

Упражнение 3 применяют у пациен­тов, имеющих волевую кон­вергенцию (см. выше, п. 9). Паци­ент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше – горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удер­живает их в этом положении 5-7 сек, за­тем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сво­дит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.

В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражне­нием. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше, п. 7), ка­рандаш устанавливают вертикально в эту пози­цию или на 1-2 см дальше от глаз. Сна­чала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, за­тем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее по­вторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.

Г. Научить пациента волевой конвер­ген­ции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и пред­ложите смотреть на него. Как только па­циент повернет оба глаза к носу, предло­жите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после то­го, как Вы уберете карандаш. Че­рез несколько таких попыток па­ци­ент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем пред­ложите ему научиться “сводить глаза” без карандаша. Через неко­торое время он научится это де­лать и сможет использо­вать при упражнениях волевую конвер­генцию.

получить консультацию
Желаю успешного лечения

В. Поспелов, профессор